Учение полно неожиданностей

3 минуты
318
14 к
19 авг 2014 г.

Юлю всегда считали умной девочкой. Ее хвалила воспитательница детского сада, родители с гордостью показывали знакомым ее рисунки. Читать, считать до двадцати и писать печатными буквами она научилась еще до школы. И вот — первый класс.


В школе все пошло не так, как ожидали родители. Вместо привычных успехов — неудачи, вместо похвал — замечания.


Хотя девочка вроде и не изменилась. Вся такая же любознательная и привлекательная. Опрятная одежда и качественная детская обувь, как эта, гармонируют с её внутренним миром. Но…


—     Она у вас избалованная,— жаловалась учительница.— Все сидят, делают то, что им скажут, а она все норовит сделать по-своему. Я велела нарисовать два цветка, а она вот что нарисовала — и учительница показала Юлиной маме тетрадный лист, превратившийся в цветочную поляну.


—     По-моему, довольно аккуратные цветочки,— неуверенно сказала мама, стараясь защитить дочку.— И все такие разные...


—     Мы же проходили число «два»! Пусть бы они были неаккуратные, но я ведь сказала, что их должно быть два!


Раньше Юлю хвалили за то, что она старается все сделать по-своему. Теперь за это ругают. Ходить в школу она не любит («А так хотела, так надеялась, что там будет интересно»,— с грустью вспоминает мама). Случай печальный, но, увы, обыкновенный, Творческая направленность малыша далеко не всегда помогает учиться. Если она не сопровождается дисциплинированностью, умением и желанием точно выполнять указания взрослых, то школьная жизнь легко может превратиться для ребенка в череду неудач и разочарований. А счастливое сочетание творческой раскованности с собранностью и организованностью — редкость и в нашем с вами возрасте... Что уж говорить о шестилетках!


Так что же, не надо было поощрять в девочке фантазию, стремление к самостоятельности? Или, по крайней мере, теперь надо поскорее это подавить? Юлины родители справедливо считают такой выход из положения непригодным. Ведь развитая фантазия, способность к творчеству, самостоятельность — ценнейшие человеческие качества. Может быть, учительнице нужно изменить свое отношение к девочке? Но, когда Юлина мама робко высказала такое пожелание, в ответ она услышала: «У меня их тридцать. Если каждый будет делать что захочет, то чему я их смогу научить?»


Подождем осуждать учительницу: в ее возражении есть резон. Конечно, есть талантливые педагоги, которые к каждому из тридцати, а то и сорока детей находят свой «ключик». Их не пугает, а, напротив, радует выраженная индивидуальность ребенка. Но талантливых педагогов не так уж много. Юлина учительница — не из них. Она добросовестна, имеет большой опыт, хорошо владеет классом, но не более того.


 Продолжение следует…



 Основано на материале из журнала «Семья и школа»
Автор: А. ВЕНГЕР