5 цитат о зиме из классических романов

Зима в Обломовке

3.jpgИван Айвазовский. Мельница (фрагмент). 1874. Частное собрание

Зима, как неприступная, холодная красавица, выдерживает свой характер вплоть до узаконенной поры тепла; не дразнит неожиданными оттепелями и не гнет в три дуги неслыханными морозами; все идет обычным, предписанным природой общим порядком. В ноябре начинается снег и мороз, который к Крещенью усиливается до того, что крестьянин, выйдя на минуту из избы, воротится непременно с инеем на бороде; а в феврале чуткий нос уже чувствует в воздухе мягкое веянье близкой весны.

Зима в Обломовке в книге Ивана Гончарова описана в одной из самых важных глав всего романа — «Сон Обломова». Этот отрывок прозаик опубликовал уже в 1848 году, когда большая часть произведения еще не была готова.

Обломовка для главного героя романа — идиллический край, где всегда царит мир и согласие. Поэтому и зима здесь не кажется суровой, несмотря на мороз и холод. Философ и литературовед Михаил Бахтин заметил, что Гончаров часто пользовался приемом олицетворения, когда описывал природу в Обломовке: «В описании обломовской природы доминирует антропоморфный принцип: зима — «неприступная красавица»… Эта природа как бы сориентирована на человека, человек является модулем этого мира». Обитатели Обломовки не боялись ни снега, ни мороза, а природа в их деревне была будто еще одним жителем.

Зимние картины из «Евгения Онегина»

zima.jpgИван Шишкин. Зима. 1890. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В «энциклопедии русской жизни» — романе в стихах «Евгений Онегин»Александра Пушкина — много пейзажной лирики. А зиму в произведении поэт описывает целых три раза: в четвертой, пятой и седьмой главах. Дважды он рассказывает о холодах в деревне, привычках и делах ее жителей — крестьян и дворян. А в седьмой главе Пушкин описал уже зиму в Петербурге: «На синих иссеченных льдах / Играет солнце; грязно тает / На улицах разрытый снег».

Пейзажную лирику в «Евгении Онегине» Пушкин использовал с разной целью. Описания зимы ему нужны и для того, чтобы дополнить портрет главного героя — Евгения Онегина, и чтобы показать быт и нравы жителей России первой половины XIX века.

Святки в «Войне и мире»

gadaniya.jpgКонстантин Маковский. Святочное гадание (фрагмент). 1900-е. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

У Льва Толстого в его романе-эпопее «Война и мир» описание зимней природы соседствует с рассказом о Святках. Об обычаях и традициях этого праздника в книге можно прочесть дважды. Толстой описывает Святки в 1806 и 1810 годах.

Пейзаж в обоих случаях служит фоном, а главными становятся эмоции героев. В романе Толстой очень точно передал особое святочное настроение. Филолог Елена Лулудова писала: «Анализ… произведения Л. Толстого показывает, что ему удалось тонко определить своеобразие святочного настроения в народном понимании. <…> С народной точки зрения, необходимы веселье и разгул, ненадолго освобождающие от чопорности и однообразия».

Герои наряжаются, ходят на балы, разговаривают о сверхъестественном. Именно на празднике они могут быть «особенно счастливы и веселы».

Читайте также:

Зимний «реквием» Ивана Тургенева

4.jpgНиколай Дубовской. Зимний вечер (фрагмент). 1895. Частное собрание

Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, шапками дыма над трубами, клубами пара из мгновенно раскрытых дверей, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок. Январский день уже приближался к концу; вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря.

Тургенева называли мастером психологического пейзажа, а природу в его книгах даже считали отдельным героем. Филолог Сергей Петров писал: «Природа у Тургенева сама живет, дышит, изменяется в каждом своем мгновении, или гармонируя с чувствами и переживаниями человека, или оттеняя их, становясь участником данной нравственно-психологической коллизии или ситуации».

Описание зимней природы в «Отцах и детях» появилось только в эпилоге романа. Литературовед Александр Гаркави назвал этот эпизод книги «элегией, переходящей в реквием» по Евгению Базарову. Основное действие романа происходит жарким летом 1859 года. А как раз после смерти главного героя наступила «белая зима». Зимний пейзаж в эпилоге выступил фоном, на котором развивались последние события книги. Он оттенял переживания персонажей и их эмоции.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий