научная фантастика
04.07.2017

Научная фантастика: от начала до наших дней. 3.

Предыдущие публикации по теме здесь и здесь.

Массовый рынок

После II мировой войны научная фантастика из журналов переместилась на массовый книжный рынок. Это стало возможным с освоением производства дешевых книг в мягком переплете. Толчком к этому стало осознание читателями того факта, что технологии начинают менять мир. В это время признанные писатели начали группировать и связывать общим сюжетом свои короткие рассказы, превращая их в романы. Именно так был создан в 1951 году знаменитый роман Азимова «Академия».

В 1950-х годах к классикам фантастики примкнуло новое поколение: американцы Рэй Брэдбери, Джеймс Блиш, Роберт Сильверберг, Пол Андерсон, Роберт Пол, Сирил М. Корнблат, англичане Артур Кларк и Джои Винд.

В 1960-е годы читательская аудитория жанра космических приключений была по-прежнему огромная. Однако некоторые авторы начали поиск других направлений, используя новые идеи – например, существование альтернативных и параллельных миров. Примеры – «Человек в высоком замке» (1962) Филиппа Дика, где Германия и Япония выиграли II мировую войну, и «Белый лотос» (1965) Джона Херши, героиня которого попадает в рабство после завоевания США Китаем.

Закоулки времени

В Англии свободный стиль «веселых» 1960-х годов особенно ярко проявился в романах Майкла Муркока, который также писал в жанре «Меч и магия». В совсем другом жанре – катастроф – работал Джеймс Баллард, который в своих романах «Водный мир» (1962) и «Засуха» (1964) вновь принес в фантастику серьезность и сложность человеческих персонажей.

В 1970-х и 1980-х годах читатели почувствовали вкус к фэнтези, и с этого времени разница между фантастикой и фэнтези становится все менее ощутимой. В произведениях многих писателей эти два жанра часто сосуществуют бок-о-бок как в романах Энн Маккефри, Мэри Джентл и Урсулы Ле Гуин.

Пересекая границы

Считается, что после Жюля Верна жанр научной фантастики, несмотря на глобальную популярность, стал англо-американской «приходом». До II мировой войны международно признанным исключением был только чех Карел Чапек, который в пьесе «Г.В.Г.» (1921) впервые ввел термин «робот» – одно из ключевых понятий «science fiction». В послевоенное время яркие звезды фантастики появились и в других странах. Прежде всего, это польский писатель и философ Станислав Лем, книги которого оценены во всем мире, а некоторые – такие, как «Солярис» (1961) – успешно экранизированы. Благодаря экранизации получили всемирную известность японец Сакьо Комацу («Гибель Японии», 1973) и братья Аркадий и Борис Стругацкие («Пикник на обочине», 1972 – на экране «Сталкер»).

Несмотря па огромную популярность фэнтези и падение интереса к достижениям науки в массового читателя, научная фантастика живая и эволюционирует. Подобно тому, как в 1950-60-х годах ракетные технологии и освоение космоса родили «космическую оперу», компьютерная революция 1980-х породила новый жанр – киберпанк, отцом-основателем которого стал Уильям Гибсон. Его трилогия про Матрицу «Нейромантик» (198 1),« Граф Ноль» (1986) и «Мона Лиза Овердрайв» (1988) – фактически определила направление развития научной фантастики в литературе и кино на годы вперед.

Ваш комментарий

Размещенные на сайте материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".