Лукас Кранах Старший
25.12.2015

«КРАНАХОВСКИЙ» ТИП

Женщина-подросток, почти девочка, с удлиненными глазами на чуть скуластом лице и светлыми, рыжеватыми локонами. Нежный овал, тонкие высокие брови, маленький, острый подбородок. Знаменитый «кранаховский» тип, который, увидев однажды, невозможно забыть. Кокетливые Евы и Венеры, изящные Дианы, лукавые Далила, Саломея, Юдифь…

Эти образы востребованы на любой выставке, уважающая себя галерея живописи обязательно выставляет картины этого художественного направления. Советуем посетить эту — http://artofrussia.ru, там можно увидеть и заказать картины современных художников. Студия «Art of Russia» – это творческий коллектив профессиональных художников и мастеров, которые обладают многолетним опытом работы.

Представленный же здесь этот вечно живой образ создал в искусстве один из старых немецких мастеров Лукас Кранах Старший. Его современник писал художнику: «Если исключить Альбрехта Дюрера, этого несомненного, единственного в своем роде гения, то могу поручиться— только тебе наш век отводит первое место в живописи… Все прочие немцы расступаются перед тобой, итальянцы, столь тщеславные, протягивают тебе руку, французы приветствуют тебя как своего учителя».

женский-портрет

…Ясным солнечным утром 1505 года в Виттенберг, резиденцию саксонских курфюрстов, из Вены прибыл новый придворный художник. Ему было тогда тридцать три года. Ученые, все передовые люди тогдашней Вены, слывшей одним из центров гуманизма в Европе, признавали его талант и вдохновляли на поиски новых художественных решений, тем, сюжетов. Они легко приняли его в свое «содружество поэтов и математиков». Впитав идеи гуманистов, художник славил их своими работами. Портреты, созданные им в лучшей традиции северного Возрождения, утверждали достоинство, ум и волю человека.

Именно такого, уже признанного мастера, хотел иметь при своем дворе курфюрст Саксонии Фридрих, прозванный Мудрым. Он старался подражать просвещенным итальянским правителям, меценатствовал, открыл университет и собрал великолепную коллекцию художественных ценностей. Курфюрст поощрял идеи пока еще мало известного магистра богословия Лютера, ратовал за реформацию, распространявшуюся из его земель по всей Германии.

Характер молодого Кранаха, манера держаться способствовали его быстрому успеху. «Любезный, разговорчивый, щедрый, общительный и услужливый» — так характеризовал его один из со¬временников в книге, которую посвятил жизни и творчеству художника.

Но главным, конечно, было его искусство. И прежде всего портреты. Художник блестяще владел живописной техникой, точно передавал внешнее сходство, улавливал индивидуальность и свойства личности. И, как всякий хороший мастер, гордился своим умением. На одном из портретов довольный удачей Кранах написал: «Путник, если тебе знаком Шойрль, скажи, кто более Шойрль, он сам или этот его портрет».

Выполняя заказы знатных особ Виттенберга, Кранах никогда не льстил им. Не прикрашивал безобразия, не скрывал и не смягчал злобы и самодовольства, резко выявляя черты, которые казались ему главными. Унылой и сварливой предстает перед нами герцогиня Мвкленбургская, и никакой, даже самый роскошный туалет не может сгладить это впечатление А массивный, обросший густой бородой курфюрст Фридрих похож скорее на вождя варварского германского племени, чем на просвещенного правителя— покровителя науки и искусства.

Должность придворного художника обязывала заниматься многим. Кранах расписывал залы в замках, создавал гравюры на разные темы, в том числе религиозные, зарисовывал турниры, праздники, охотничьи сцены, при¬думывал туалеты для дам, делал эскизы оружия, расписывал ве¬ера и ткани для обтяжки стен.

Он первым из немецких художников начал разрабатывать мифологические мотивы. Правда, его работы, посвященные античным темам, так же, как, впрочем, и библейским, напоминали сцены из средневековых рыцарских романов, а Дианы и Венеры — светских дам. Все это было внове и поэтому вызывало восторги — порой чрезмерные — зрителей.

Деятельность Кранаха не ограничивалась искусством. Он ведет торговлю вином, сахаром, покупает дома, аптеку, открывает печатное производство, чтобы тиражировать свои гравюры, и книжную лавку — для их распространения. Может быть, он занялся этим, не надеясь, что своими картинами всегда сумеет обеспечить семью? Как знать…

Энергичный, деловой, широко мыслящий художник живо воспринял политические, идеологические и социальные идеи реформации и активно пропагандировал их своим творчеством. Иллюстрировал книги главы реформации Лютера, делал многочисленные гравюры, направленные против папы римского, создавал сатирические образы католических монахов, рисовал карикатуры на дворян.

Потому Кранаха часто называют «художником немецкой реформации». Он сделал множество портретов Лютера, писал его молодую супругу, родителей, как всегда, не скрывая недостатков и не преувеличивая достоинств.

…В мастерской рядом с многочисленными учениками и подмастерьями работали два сына художника. Один из них, тоже Лукас Кранах, именуемый Младшим, написал портрет отца, уже пожилого человека, убеленного сединами, но крепкого, с лицом волевым и умным, с проницательным взглядом острых, ясных глаз.

Тут представлен «Женский портрет», относящийся к 1526 году. Он более всего соответствует представлениям художника об идеале женской красоты. Внутренняя наполненность, сосредоточенность, чистота отличают изображенную молодую даму. Спокойное течение реки, старый замок над обрывом, поросший лесом высокий берег и ровный свет, заливающий все пространство пейзажа, усиливают ощущение гармонии.

Но сцепленные пальцы рук, которыми она словно сдерживает себя, массивные ткани платья, тяжелые украшения, сковывающие нежную девичью фигуру, лишают ее естественности.

По мастерству исполнения, продуманности композиции, цветовой изысканности это одна из лучших работ Кранаха, созданная в годы расцвета его таланта. И в то же время в ней — прощальный взгляд художника на прежние мечты, воспоминание о надеждах, которым, увы, не довелось осуществиться. За год до окончания портрета было потоплено в крови крестьянское восстание, началась реакция, а вместе с ней и спад в искусстве, вознесенном в начале века революционной волной. Отсутствие живительных общественных идей не могло не сказаться и на творчестве Кранаха, хотя он по-прежнему уважаем и ничто как будто бы не угрожает его благополучию. Но звучание его произведений становится более камерным, он уже почти не пишет портретов, предпочитая изображения галантных сцен и манерно- игривых юных соблазнительниц. Умер Лукас Кранах Старший на восемьдесят втором году жизни в Веймаре..

Основано на материале из журнала «Крестьянка»
Автор: Ольга НЕМИРОВСКАЯ

Ваш комментарий

Размещенные на сайте материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".