автомобили Эстония
10.10.2014

ЭСТОНИЯ – 21.10

В 1988 году Кубок дружбы социалистических стран по кольцевым гонкам был выигран советскими спортсменами в личном и в командном зачетах на машиних «Эстония—21». Это — продукция Таллинского опытного авторемонтного завода ТАРК (по-эстонски — «Таллина ауторемонди катсегехас»).

Выпускали автомобили Эстония — 21.10 по формуле «Восток». Об этом нам рассказал сайт http://vseta4ki.com, материалы которого целиком и полностью посвящены различным автомобилям, от раритетных до самых современных.

Автомобили «Эстония» комплектуются двигателями серийных легковых автомобилей, которые разрешается подвергать очень умеренной форсировке. Технические требования этой формулы ограничивают рабочий объем 1300 см3. Необходимо сохранять серийные распределительный вал, карбюратор и ряд других узлов и деталей. Допускается увеличение (до 10 единиц) степени сжатия, а также диаметра клапанов.

По трансмиссии в соответствии с требованиями формулы «Восток» предписано использование коробки передач и главной передачи (с рядом переделок) от серийного легкового автомобиля, в нашем случае — от ЗАЗ—968. Определенные ограничения относятся к деталям кузова, подвески колес, самим колесам и шинам.

Основой автомобиля служит пространственная рама, сваренная из труб хромокремнемарганцовистой стали. Между отсеком гонщика и задними колесами расположен силовой агрегат, причем между двигателем (с картером сцепления) и коробкой передач находится переходный картер.

Дабы благоприятно распределить массу автомобиля, топливный бак и аккумулятор монтируют в средней части машины. Справа и слева в боковых обтекателях — радиаторы системы охлаждения. Панели воздухозаборников и воздухоотводящих каналов спрофилированы таким образом, чтобы проходящий через них поток охлаждающего воздуха создавал аэродинамическую силу, прижимающую автомобиль к дороге. Этому служит и смонтированное в задней части машины антикрыло.

В ходе тренировок всегда приходится «настраивать» характеристики управляемости автомобиля применительно к конкретной трассе, поэтому многие его параметры можно изменять. Это относится к углу атаки заднего антикрыла, сопротивлению амортизаторов (семь вариантов), дорожному просвету, углам установки передних и задних колес, имеющих независимую пружинную подвеску.

Предусмотрена, кроме того, возможность регулировать с места водителя жесткость стабилизаторов поперечной устойчивости и усилия на поршнях главных цилиндров в раздельном приводе к тормозам передних и задних колес. Прилагаемый к машине комплект из 18 пар шестерен дает возможность в соответствии с особенностями конкретной трассы подобрать наивыгоднейшую комбинацию передаточных чисел для всех ступеней коробки передач.

Для снижения массы машины широко использованы легкие материалы: алюминиевый сплав (переходный картер трансмиссии, тормозные суппорты), магниевый сплав (картеры трансмиссии и реечного рулевого механизма, колеса) стеклопластик (панели кузова, сиденье, антикрыло). Из конструкции исключен такой капризный материал, как титан, трудно поддающийся сварке при ремонте автомобиля.

У модернизированной «Эстония 21» измененные конструкции рамы, подвески передних и задних колес, тормозов. В результате машина стала надежнее, возрос угол поворота передних колес, повышена прочность стойки и верхнего сферического шарнира в подвеске передних колес, улучшена курсовая устойчивость при торможении. Кроме того, усовершенствования позволили без переделок рамы устанавливать двигатели ВАЗ—21011 и ВАЗ—2105, снизить на 70 нормо-часов трудоемкость изготовления автомобиля, на 11 кг уменьшить его массу.

Для сборной команды СССР, выступавшей в 1988 году в гонках Кубка дружбы, было изготовлено пять автомобилей «Эстония—21.10», которые в некоторых деталях отличаются от серийного образца. Это прежде всего более легкий (на 10 кг.) кузов, выполненный с использованием финских материалов, полуоси диаметром 21 мм. из специальной пружинной стали, сглаживающей возникающие в них крутильные колебания, а также карданные шарниры типа ВАЗ.

Р. СИЛЛАМАА

Ваш комментарий

Размещенные на сайте материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".