дети и орифлейм
29.07.2014

Деньги сызмальства. 2.

Предыдущая публикация по теме здесь.

Бросилась в глаза одна общая черта: отношение самих родителей к деньгам, как в зеркале, отражается в поведении их детей, в том, как обращаются они со своими вещами, с книгами, насколько они щедры и бережливы.

Вот в классе два мальчика. Они ровесники. Им по двенадцать лет. Но кажется, что один намного старше. Не по виду — по разуму, как говорится.

Миша собран, в нем развито чувство ответственности, его книги и тетради всегда в порядке; он щедр: если в классе кому-то потребовалась тетрадь — поделится; с товарищами ровен, доброжелателен, правдив. Его в классе уважают.

Ваня против него — просто малыш. Словно вовсе не ориентируется в мире, так, плывет по воле волн. У него всегда несколько начатых и брошенных тетрадей. Книги быстро становятся потрепанными. Он не жаден, но щедрость его какая-то безразличная, будто ему все равно — кому, зачем и что отдать.

А их семьи во многом похожи: отцы имеют высшее образование, мамы — среднее, достаток примерно одинаков. Однако дома у них совсем по-разному. В одном всегда чисто, уютно, каждая вещь знает место; в семье на все хватает денег: на новую книжку, на необходимую вещь. Мама выглядит просто замечательно, в чём ей очень помогает Орифлейм каталог, который предлагает ей все новинки. И дети их будут пользоваться, чтоб выглядеть хорошо.

А второй семье почему-то такой же зарплаты не хватает, да и в доме не чувствуется уюта. Мама жалуется: «Вечно приходится под получку занимать».

Сижу беседую с обеими женщинами, пытаюсь уяснить, почему же столь разный результат при одинаковых условиях. Конечно, тут однозначный ответ не получишь. Но какие-то штрихи намечаются. Мама Миши: «Мы с мужем очень хотим, чтобы сын наш вырос добрым и щедрым, чтобы умел поделиться с товарищами. Но в то же время мы и за бережливость. Мы никогда не допустим, чтобы у нас вода капала из крана. И сыну это объяснили. Следим, чтобы не горел в комнатах без толку свет. Таня (соседка) в связи с этим говорит, что мы воспитываем сына жадным. А я понимаю так: бережливость не жадность. Это уважение к чужому труду! Пусть сын учится беречь свой костюм, свою обувь, свои книги».

В разговор вступает мама Вани: «Нет, не согласна. В этом возрасте рано говорить об осознанной экономности, просто жадность разовьешь. Я думаю, что сначала нужно научить детей быть щедрыми, а потом уж говорить об экономности. Мы с отцом не трясемся над деньгами: понравилось что-то — покупаем. Если все рассчитывать — сам станешь сухарем и ребенка таким вырастишь». Мама рассказывает, что дает ребенку небольшие суммы специально для того, чтобы он покупал для себя и для товарищей сладости. Казалось бы, доброе побуждение, а ведь оборачивается оно против самой мамы, равно как и против ее сына. Не щедрость и не самоограничение воспитывают в Ване эти покупки «специально для товарищей», а безразличие к деньгам, заработанным трудом мамы и папы. Ведь не от себя отрывает Ваня для товарищей. Что скрывать, Ваня пользуется иной раз сладостями «для товарищей» как средством подкупа.

Была, конечно, в чем-то права Ванина мама, когда говорила о своем отвращении к «сухарям», дрожащим над каждой копейкой. Но ведь разумное распределение семейного бюджета ничего общего с «дрожанием над копейкой» не имеет. Умение руководить своими желаниями, ограничивать их, исходя из возможностей, — это вовсе не скаредность, а воспитание той самой внутренней дисциплины, без которой человек все равно что судно без руля: несет его по волнам прихотей, он остается инфантильным и к двадцати годам.

Как ни странно, такие семьи, где живут, не рассчитывая свой бюджет и занимая под зарплату, одним своим свойством похожи на семьи «скопи домок»: и в тех и других дети слышат бесконечные жалобы на нехватку денег. Это, так сказать, семейный лейтмотив. И вряд ли он способствует воспитанию в детях правильного отношения к деньгам.

И в той и в другой семье им внушают чувство зависимости от денег. А правильное отношение к деньгам — это отношение хозяина и распорядителя.

 Продолжение следует…

Основано на материале из журнала «Семья и школа»
Автор: И. ТРУШИНА

Ваш комментарий

Размещенные на сайте материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".