09.01.2014

Как распознать одаренность ребенка?

Все одарённые дети обладают чётко выраженной потребностью поиска. Они очень эмоциональны, целеустремлённы, способны к длительной концентрации внимания. Для комфортного сна маленького гения можно купить кровать с подсветкой, которая будет рождать в пытливой голове различные образы.Разделяют одаренность интеллектуальную и одаренность творческую. Эти типы одарённости формально не связаны между собой. Э. Торренс, исследователь в области творческих способностей, утверждал, что если бы одаренных детей выявляли по результатам тестов исследования интеллекта, то отсеяли бы 70 процентов самых творческих из них.

С чем связана одаренность ребенка?

В большинстве своём родители хотели бы развивать в своем ребенке потребности познания и различные способности. Но делают они это по-разному:

1. Родители неустанно предлагают детям различные развивающие игры, дела: давай сделаем …, давай поиграем именно в эту игру, почитаем именно эту книгу, сходим только в этот музей… При определенной систематичности требований и предложений такая линия поведения приносит результаты. Но часто, даже при внешней покорности, у ребенка формируется внутренний протест. Это может выражаться в повышенной утомляемости ребенка.

2. Родители поручают развитие способностей в ребенке специалистам: психологам, педагогам. При должном уровне этих занятий польза для ребенка очевидна.

3. Родители не стремятся полностью контролировать формирование способностей ребенка. Они предоставляют ему возможности для самостоятельного выбора. В таких семьях, как правило, царит атмосфера творчества, проявляются познавательные интересы самих родителей. Такая линия поведения — наиболее эффективная.

Хорошо ли быть одаренным?

Ребёнок существует не только в семье. Он идёт в школу. Но не всякая одаренность имеет непосредственное отношение к школе и может успешно развиваться там. Так, например, социальная (лидерская) одаренность не всегда находит понимание и поддержку педагогов и родителей. Они часто не знают, как поступать с этими детьми.

Музыкальная, художественная, спортивная одаренность, которые проявляются очень рано, к школе как бы отношения не имеет. Довольно часто такому ребёнку в школе не совсем комфортно: из-за постоянной занятости он часто пропускает занятия из — за концертов или соревнований, поэтому ребенку нужны дополнительные занятия, например, помощь репетитора по биологии или по другому предмету, по которому он испытывает особые трудности.

В общеобразовательной школе ценны несколько другие типы одаренности. Это способность учиться, качественно усваивать учебный материал. Причем проявляется такая способность независимо от школьного предмета или личных интересов. Это — академическая одаренность. Дети, с этим видом одаренности, радуют своими достижениями родителей и учителей. А во взрослой жизни им проще овладеть хорошей специальностью и добиться успехов в работе. Но, как правило, каких-то значимых результатов такие дети обычно не добиваются.

Отдельно рассматривается одаренность творческая. Это — восприятие мира, отличающееся нестандартностью, оригинальностью мышления, насыщенной эмоциональной жизнью.

Как чувствуют себя одарённые дети в школе?

Легче всего находят своё место «академически одаренные». Они практически не испытывают коммуникативных проблем, рады помочь, что-то объяснить, помочь, даже «дать списать». И интересы вне школы не слишком отличаются от интересов сверстников.

«Интеллектуалы» восхищают способностями в какой-то одной области

(химии или математике). Им прощают промахи в других областях, например безграмотность. Часто эти дети настолько живут в своих интеллектуальных увлечениях, что не испытывают никакой особенной потребности во внимании со стороны.

Существует мнение, что творчески одаренные дети в массовой школе не могут получить должного внимания со стороны взрослых и сверстников. Предлагают создавать для них особые школы или классы. Но, если ребенок талантлив, это не означает, что он будет испытывать затруднения в общении со сверстниками. Часто эти дети проявляют высокомерное отношение к окружающим, но это, скорее, недостатки семейного воспитания.

Ваш комментарий

Размещенные на сайте материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".