25.07.2013

Формирование мировоззрения подростка

Одним из отправных положений концепции исследования, посвященного изучению особенностей формирования в дошкольном возрасте целостного мировоззрения, является обобщение Л. А. Венгера и В.С.Мухиной о том, что семь лет происходит целостное, общее развитие малыша.
Важной особенностью является то, что приобретенные знания, действия, способности имеют общий, неспециализированный характер. Пока он становится просто человеком, приобретает то, что необходимо любому члену человеческого общества в любой — сфере жизни. Успех зависит от того, насколько органической будет осуществляемая взрослым помощь ребенку в его «примерке» мира, который постоянно расширяется, какие переживания и чувства будут сопутствовать вхождению в новый мир. Именно грамотная организация взрослым пространства познания дошкольником мира помогает ему понять жизнь во всей красоте ее ценностей, значений, смыслов.

Основываясь на том, что особенностями дошкольного возраста есть образное познание мира, мы выходим из того, что именно образ предстает в знаках и символах, которые выступают основными смысловыми единицами картины мира. Знаки и символы ориентируют на становление у детей мира целостной картины мира. Целостный образ мира возникает в сознании ребенка — дошкольника именно благодаря усвоению им знаков и символов культуры — национальной и мировой.

Важны исследования и положения Л.С. Выготского, согласно которым становление картины мира в сознании ребенка становится возможным благодаря достаточно высокому развитию воображения. Оно играет важную роль в расширении и обогащении опыта ребенка, развития его творческой деятельности. Постепенно воображение превращается в средство воплощения ребенком своих замыслов, расширение его опыта за счет присоединения к нему того, что отсутствовало ранее, делает становление более или менее полной картины реального мира. Как удостоверяют специалисты, ребенок старшего дошкольного возраста различает фантазию, выдумку и реальность, оперирует понятиями «на самом деле» и «умышленно». Познания ребенком старшего школьного возраста общих взаимосвязей в жизни создает основу для становления целостной картины мира как такового образа Вселенной, для которого основными чертами являются взаимосвязь и взаимосвязь всех явлений. Ребенку открывается мир в его целостности и вместе с тем — в разнообразии: как мир четырех миров — «Природы», «Культуры», «Других людей», «Самого Себя».

Ваш комментарий

Размещенные на сайте материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".