02.09.2011

Когда наступят перемены?

 

Ну вот, началось: школа, уроки, домашние задания. Поверьте, так думают не только ученики, но и их родители. Только у каждого своя мотивация для таких мыслей. Детьми движет пресловутая лень, им не интересно в школе, им скучен образовательный процесс. Родители же «в предвкушении» борьбы с этой ленью, с тем, что ожидает их в течение учебного года: наказания, упреки, ссоры с детьми и ощущение собственной беспомощности в борьбе за то, что идет из поколения в поколение. Что уж греха таить, вспомните себя в школьном возрасте, как с вами боролись и мучались ваши родители. Время идет, многое меняется, а вот отношение к школе остается прежним.

Наверняка есть о чем задуматься в Министерстве образования. Как сделать учебный процесс интересным, как и чем заинтересовать детей, сделать посещение школы не ненавистной повинностью, а радостным и увлекательным процессом. Если не хватает собственных мыслей и креативности мышления, можно было бы собрать народный референдум, посоветоваться с родителями. Наверняка из миллиардов предложений можно было бы выбрать разумные и стоящие. А уж затем, на их основании провести такую образовательную реформу, которая бы радикально изменила и отношение детей к школе, и само качество образования.

Я, как мать двух дочерей школьниц, тоже могу высказать свои предложения и пожелания. К примеру, сделать индивидуальный подход к каждому ребенку не на словах, а на деле. Раскрывать и поощрять его индивидуальные способности. Сделать это очень просто. Уже в начальной школе видно, каким складом ума наделен тот или иной ребенок. Кто-то с легкостью пишет сочинения и в совершенстве владеет орфографией, синтаксисом, пунктуацией, но при этом затрудняется в решении алгебраических примеров и геометрических, физических, химических задач. Кто- то щелкает задачки, как орешки, но при этом не дружен с гуманитарными предметами. Исходя из этого, среднее звено школы нужно формировать с учетом особенностей детей. К примеру, если ребенок гуманитарий, и ему тяжело даются точные науки, то его нужно перевести в класс, где углубленно изучаются гуманитарные науки, а более точные преподаются лишь в качестве ознакомления. Таким образом, укрепляются  и развиваются его индивидуальные особенности, и в то же время он всесторонне и ненавязчиво развивается в других областях знаний. Не нужно ему навязывать то, что его разум отказывается воспринимать, не нужно вызывать этой навязчивостью отвращение к школе, не нужно занижать его самооценку. Ведь наверняка в будущем он выберет жизненный путь, не связанный с точными науками. А, значит, знания, вдалбливаемые в школе, не пригодятся. Если его что-то и заинтересует вне круга его интересов, расширить свой кругозор он сможет с помощью Интернета или специальной литературы, не из под палки, не принудительно, а именно по собственному желанию.

Если ребенок слабо развит физически, не нужно его заставлять через силу заниматься на уроках физкультуры. Сколько уже плачевных случаев произошло на них, а сколько еще произойдет. Ведь никто досконально не обследует детей перед школой, не для кого не секрет, как формально проходят медицинские осмотры. Как знать, может у ребенка скрытые отклонения в здоровье, которые при физических перегрузках сказываются самым страшным образом. Если ученик говорит, что у него нет больше сил на выполнение упражнений, не стоит его заставлять делать то, что он сделать не может. У меня вызывает недоумение  уравниловка при прыжках в высоту. Норматив доводится на класс в целом, а не индивидуально для роста каждого ребенка. Вот и получается, что долговязые ученики легко берут нужную высоту, а те, кто ростом не вышел, со слезами на глазах и подорванными нервами пытаются прыгнуть чуть ли не выше своей головы.

Еще один момент, на который мне хотелось бы обратить свое внимание, это желание учителей, в частности, классных руководителей, возвыситься в лице своих коллег за счет детей. Речь идет об участии в различных конкурсах, которые в последнее время ну просто изобилуют в течение всего учебного года. Конечно, приятно, когда класс занимает первые места, когда дети получают грамоты, а классный руководитель похвалы от директора за то, что он так умело руководит детьми и развивает в них скрытые таланты. Но кто знает, как это происходит на самом деле. Учитель добровольно-принудительно раздает детям задания для конкурсов, вне зависимости от того, наделен ребенок такими способностями или нет. Желание ребенка при этом абсолютно не учитывается, про возможности я уже сказала. Вот и пишут мамы-папы-бабушки-дедушки и прочие родственники стихи и сочинения, рисуют картины и делают поделки. Все для конкурса, все для того, чтобы ребенок не был наказан учителем. Вот и результат: награды, дипломы и первые места. Липовые похвалы детям, поощрения классным руководителям. А что таким образом мы сами культивируем в ребенке? Умение выживать за счет других, врать и фальшивить, чужими руками загребать звезды.

Писать можно много, вносить предложения, высказывать свое мнение. Только кому это интересно? Те, кто стоит у руля образования, вряд ли видят образовательный процесс именно в том свете, каким он является на самом деле. Ведь им рапортуют только о хорошем, умалчивая о недочетах и несовершенстве. Именно поэтому времена идут, а отношение к школе остается прежним.

 

 

Размещенные на сайте материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".