13.08.2011

Почему подростки лгут

Все родители сталкиваются с ложью своих детей, но мало кто вникает в причину возникновения этой лжи. По мере взросления случаи обмана учащаются и достигают своего пика в подростковом возрасте, лет так с 11-12.  Мы ругаем детей, наказываем их, испытываем раздражение, обиду, а порой бессилие, но при этом не пытаемся разобраться, а почему так происходит. Что движет ребенком, говорящим неправду, что он на самом деле добивается своей ложью и что скрывает под ней?  Как распознать настоящую причину лжи подростка? Оказывается, ответы на эти вопросы скрываются под нашей реакцией на подростковое вранье.

Итак, если ваша эмоциональная реакция- раздражение, то со стороны ребенка это верный способ привлечь внимание к своим проблемам. Известно, что лучше негативное внимание, чем никакого. Типичные взрослые формулировки при этом такие: « Как же мне это надоело! Когда же ты перестанешь лгать? Когда все это закончится?» Итак, вы испытываете раздражение, значит, скрытая цель поведения подростка- борьба за ваше внимание.

Если подростку кажется, что ущемлено его право на личную самостоятельность и независимость, он будет всеми силами отстаивать свои интересы. Особенно если общаются с ним в основном с помощью указаний, замечаний или опасений. Родители при этом считают, что все делают как надо: должны же они прививать детям правильные привычки, предупреждать ошибки, приучать к порядку. В этих обстоятельствах обман вызывает чувство бессильного гнева, желание сломить сопротивление, наказать. Типичные фразы при этом: «Я запрещаю тебе лгать! Ты будешь наказан за свою ложь!» Если вы испытываете бессильный гнев, то цель подростка- борьба за «свободу»

Бывает и так, что подросток чем-то обижен на родителей- допустим, они более внимательны к младшему ребенку или постоянно ссорятся между собой, или даже развелись, а подростка отдалили от семьи. Не редко причиной может послужить какая-то мелочь с точки зрения взрослых. Например, резкое замечание, невыполненное обещание, несправедливое наказание…А цель лживого поведения в этом случае- месть за нанесенную обиду. Типичные словесные формулировки родителей: «Стараешься, стараешься лучший интернет магазин детских товаров для него (http://www.babyhit.com.ua), а он такой не благодарный! Разве я это заслужила?»

Если ваша эмоциональная реакция- обида, то подросток своим «неподобающим» поведением желает за что-то отомстить.

Наконец, у ребенка могут быть значительные проблемы в школе или в другой значимой для него среде: не складываются отношения с одноклассниками, возникли трудности с учебой или он попал в другую трудную жизненную ситуацию(денежный долг, необходимость помочь другу и т.п). Проблемы его «вне дома», но вызывающе он начинает вести себя именно с родителями. А причина- резко снизившаяся самооценка от неумения справиться с обстоятельствами. В такой ситуации родители обычно испытывают чувство безнадежности, порой отчаяния. Их типичные фразы; «Не знаю, что делать…», «Все перепробовали: и ласку, и просьбы, и угрозы…», «Просто руки опускаются!» Если вы испытываете чувство безнадежности и бессилия, это значит, что подросток просит о помощи. Сам он не в состоянии справиться с возникшей проблемой.

Ваша задача в данном случае- помочь ему сформулировать эту проблему и предложить варианты вашей помощи, не ранили бы его самолюбия и возвратили ему нормальную, позитивную самооценку например  можно устроить игры  здоровый образ жизни еще ни кому не помешал.

Вы смогли разобраться в истинных мотивах тревожащего вас поведения подростка? Теперь надо решать ,что делать дальше.  Универсальная рекомендация: постараться не реагировать  привычным образом на факты обмана. То есть поступайте так, как не ждут от вас сын или дочь. Ваша задача- разорвать привычный круг, изменить набор собственных поведенческих реакций и стереотипов ответных реакций подростков.

Размещенные на сайте материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".